Экскурсии в Израиле: Дамасские ворота


Дамасские ворота, или как разошлись пути первых христиан


Наши рассказы о Святой Земле










































































































































































































































































































Апостол Павел

В северной части Старого города находятся ворота, которые считаются самыми красивыми из всех семи городских ворот. Официальное их название – Шхемские, неофициальное – Дамасские. Местные жители-арабы называют их Баб аль-Амуд ("Врата колонны").

Ворота эти построены в 16 веке султаном Сулейманом Великолепным на месте римской триумфальной арки. Отсюда начиналась дорога, ведущая из Иерусалима в Шхем и далее – в Дамаск. Именно на эту дорогу около двух тысяч лет назад вышел в сопровождении небольшого отряда иудей по имени Шауль, чтобы стать впоследствии одной из ключевых фигур христианства.

Рассказ о том, как Иисус явился Шаулю-Савлу и обратил его в Свою веру, подробно описан в "Деяниях святых апостолов" (9:1-9). Отныне Савл становится апостолом Павлом и под этим именем войдет в мировую историю.

Многие ученые считают именно Павла, а не Иисуса основоположником современного христианства. И на то есть серьезные основания. Дело в том, что Иисус никогда не учил Своих приверженцев нарушать Законы Торы. Достаточно привести несколько цитат из Евангелий, чтобы в этом убедиться.

"Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном"

(Матфей 5:17-19).

Ученики Иисуса были иудеями и соблюдали все, даже самые "малейшие" заповеди, записанные в Торе. Ведь так завещал им их Учитель ...

Но вот появляется еще один "ученик", который не знал Учителя, и к которому истинные ученики Христа относятся с большой настороженностью. Он бывший фарисей, он отличается от апостолов тем, что прекрасно знает иудейский Закон. И это знание дает ему возможность трактовать Закон по-своему. И говорить то, чего Иисус даже не помышлял. Это была чисто еврейская черта, породившая в религиозной среде комментаторов-талмудистов, трактовавших Закон каждый на свой лад. Она же породила и Павла, чья трактовка Нового Завета легла в основу догматов Церкви.

"Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Послание к Римлянам 3:28).

Этой фразой Павел просто-напросто "освободил" верующих от необходимости соблюдать закон. "Где нет закона, нет и преступления", – пишет далее Павел в том же "Послании к Римлянам" (4:15). В наши дни такое высказывание назвали бы анархическим, но во времена Павла анархизма еще не было. Павел, в отличие от Иисуса, установил свой, новый для христиан закон, который он называл "благодатью", "ибо вы не под законом, но под благодатью" (Рим. 6:14).

Приверженцы апостольской Церкви, которые продолжали соблюдать Законы Торы, постепенно сошли с исторической арены. Их место заняли бывшие язычники, обращенные в христианство величайшим его проповедником – Шаулем-Павлом, апостолом "новой формации".

Так у Дамасских ворот разошлись в разные стороны две ветви раннего христианства: иудео-христианская Церковь, во главе которой стоял Иаков-младший, "брат Господень" и вселенская Церковь христиан-язычников, основанная апостолом Павлом.

 


 

Владислав Кипнис – руководитель проекта "Путешествия по Святой Земле".

Специалист в области естествознания, истории, религии, кандидат биологических наук.

Организует экскурсии по христианским и иудейским святыням Израиля.

Телефон: +972 544 70 35 19

Дополнительная информация на сайте www.jerusalem-tours.ru и на Фейсбуке .