Экскурсии в Иерусалиме: Геенна Огненная


Геенна Огненная


Наши рассказы о Святой Земле










































































































































































































































































































Хананейские боги

Три с лишним тысячи лет назад языческие обряды хананеев и живших по соседству с израильтянами других народов всегда сопровождались поклонением каменным или деревянным идолам.

В Мидрашах сборнике устных иудейских преданий и легенд, есть рассказ о том, как юноша Авраам уничтожил идолов в доме своего отца Фарры.

Фарра содержал лавку по продаже идолов. Однажды, когда отец уехал и Авраама оставили в лавке, он молотом разбил всех истуканов, кроме самого большого, а затем вложил молот в руку уцелевшего идола. На вопрос рассерженного отца Авраам ответил, что большой идол рассердился на других идолов и разбил их. “Ты же знаешь, что эти идолы не могут двигаться”, – закричал отец. “Если они не могут защитить самих себя– ответил Авраам, – значит, мы выше их. Почему мы тогда должны им поклоняться?”

Но идолы служили не только предметами культа. Владение ими подтверждало право собственности главы клана. Это были своего рода “грамоты”, которые могли быть предъявленными в суде при разделе имущества. Тогда становится понятным библейский эпизод с кражей Рахилью идолов из дома ее отца Лавана.

И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов, и взял с собою весь скот свой и все богатство свое, которое приобрел, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии, чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую.

(Бытие 31:17-19)

Вначале Лаван объявляет Иакова своим наследником, однако впоследствии, положение Иакова стало казаться ему ненадежным, поскольку у Лавана были свои сыновья. Иаков решает вернуться в Ханаан, как считают богословы, по “зову Всевышнего”, но со всем нажитым им добром, а его жена Рахиль заботится о будущем мужа и своего первенца Иосифа, и поэтому похищает домашних богов или терафимов из дома Лавана. Согласно законам, обладание этими идолами не только приносило удачу, но также являлось свидетельством семейного наследования. Нет ничего удивительного в том, что Лавана более всего взволновала утрата семейных терафимов, а не его дочерей, их мужа и скота. Не найдя идолов, которые хитрая Рахиль умело спрятала от отца, Лаван заключает с Иаковом договор о разделе территории.

Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою.
И взял Иаков камень и поставил его памятником.
И сказал Иаков родствен-никам своим: наберите камней. Они взяли камни, и сделали холм, и ели там на холме.

(Бытие 31:44-46)

О том, что в древнем Ханаане происходили человеческие жертвоприношения, мир узнал только в начале 20-го века, когда были опубликованы материалы археологической экспедиции, работавшей в Гезере.

Город Гезер впервые упоминается в “Книге Иисуса Навина” (21:21). В 1902 году этот город был отрыт археологической экспедицией, которой руководил ирландец Роберт Макалистер. В ходе работ было установлено, что город существовал около 2500 лет, вплоть до начала нашей эры. Открытие ирландского профессора всколыхнуло весь мир.

“В одной из пещер нашли многочисленные детские трупы. Они были захоронены в кувшинах. Всем этим детям исполнилось не более 8 дней. Ни у одного из них на теле не обнаружили какой-либо травмы или насильственной смерти. Только на останках двух младенцев были замечены следы обугливания. Наверно, их еще живыми втиснули в кувшины, в большинстве случаев головами вниз. Потом детей похоронили в “святом месте”.

Речь здесь, безусловно, шла о “священных жертвах”. Новейшие находки археологов подтверждают пример Гезера. Остатки сожженных детей помещали в специальные урны и хоронили в особом святилище, которые современные ученые называют тофетом. Тофеты располагались обычно на самом краю города, радом с городскими стенами, а иногда и за стенами недалеко от них. Гезер вошел в науку в первую очередь как место, где была впервые приоткрыта тайна древнего хананейского общества, над которым зловеще высился престол Ваала.

Жертвоприношение богу Молоху

Пройдет более тысячи лет, но человечество так и не поймет, что Всевышний, Бог Израиля категорически запретил Своему народу приносить человеческие жертвы. И цари Иудеи, которые забудут этот запрет, потворствуя язычникам, жившим по соседству с иудеями, установят в “долине сыновей Енномовых”, что к юго-западу от “горы Мориа”, каменных истуканов с телом человека и головой быка. Это бог Молох, “мерзость аммонитянская”, на ладони которого будут класть новорожденных младенцев, чтобы сбросить их потом в раскаленное жерло каменного истукана ...

И напишет тогда великий пророк Иеремия свои гневные строки, осуждавшие эти страшные ритуалы:

Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь; поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его;
и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило.
За то вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут более называть место сие Тофетом и долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить по недостатку места.

(Иеремия 7:30-32)

С тех пор место это, “долина сыновей Енномовых” станет для жителей Иерусалима символом ада, преисподней. На иврите это место называется “геенном”, что в переводе означает “ад”

Впоследствии слово “геенном” в искаженном виде войдет в тексты Нового Завета как “Геенна Огненная”.

 


 

Владислав Кипнис – руководитель проекта "Путешествия по Святой Земле".

Специалист в области естествознания, истории, религии, кандидат биологических наук.

Организует экскурсии по христианским и иудейским святыням Израиля.

Телефон: +972 544 70 35 19

Дополнительная информация на сайте www.jerusalem-tours.ru и на Фейсбуке .