Рассказы о Святой Земле: Был ли Иисус назореем?


Был ли Иисус назореем?


Наши рассказы о Святой Земле










































































































































































































































































































Самсон-назорей

С обетом назорейства человечество познакомилось задолго до рождения Иисуса. Этот обычай не стричь волос, не пить вина и сикера*  и не употреблять в пищу виноград и любые продукты из него известен еще из Книги Чисел (6:2,3)

Вот что говорит Всевышний Моисею по этому поводу:
"... объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод… ".

А вот стихи из Книги Судей (13: 5-7), где Ангел Господень благовествует матери будущего богатыря Самсона о его назорействе ...

"ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян.
он сказал мне: "вот, ты зачнешь и родишь сына; итак не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого, ибо младенец от самого чрева до смерти своей будет назорей Божий".

Этот же обет готова дать и Анна, мать будущего пророка Самуила (1 Цар 1:11).

В Евангелии от Луки (1:13-15) Ангел Господень "рекомендует" родителям Иоанна Крестителя также дать обет назорейства:
"Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей…
".

Казалось бы, с назорейством все ясно, и не о чем тут говорить, если бы не одна существенная деталь: в Евангелиях и Деяниях Апостолов Иисуса Христа неоднократно называют Назореем! 

Можно привести немало тому примеров, но мы ограничимся самым известным (Ин 19:19-20). Это надпись, которую Пилат повелел установить над Его Крестом:

"Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски".

Самсон-назорей

Но как же мог "назорей божий" превращать воду в вино, пить с мытарями и блудницами, и подносить вино Своих апостолов во время Тайной Вечери?

Оказывается, что словом назорей в Библии обозначены два совершенно разных понятия!  Назорей как назарянин, то есть житель Назарета (ивр. Нацерет, от слова "нецер" - отрасль, см. пророчества Исаии, Иеремии и Захарии об "отрасли"), никак не соотвествует "назорею" в ветхозаветном его понимании.

А правильно ли мы понимаем его?

Обратимся к греческому тексту Ветхого Завета. Наверно, он все-таки ближе к оригиналу или Септуагинте, чем русский синодальный перевод...

В этом тексте, в том же пятом и седьмом стихах 13-й главы из "Книги Судей", где говорится о рождении Самсона, мы видим слово Ναζηραίος, которое читается как "назИрайос", а не "назОрайос".

А в ивритском оригинале Торы это слово вообще звучит как "назир" (совр. монах).

Все просто: в русский синодальный перевод Библии вкралась "небольшая ошибочка", породившая впоследствии множество богословских споров.

Теперь можно определенно сказать, что Самсона, Самуила и Иоанна Крестителя правильнее называть назИреями,  а Иисуса – назОреем или назарянином, что уже ближе к истине!


*Сикер (ивр. шейхар) - алкогольный напиток не виноградного происхождения (сидр, медовуха и пр.)

 


 

Владислав Кипнис – руководитель проекта "Путешествия по Святой Земле".

Специалист в области естествознания, истории, религии, кандидат биологических наук.

Организует экскурсии по христианским и иудейским святыням Израиля.

Телефон: +972 544 70 35 19

Дополнительная информация на сайте www.jerusalem-tours.ru и на Фейсбуке .