Иерусалимский Храм и императоры-"отступники"


Иерусалимский Храм и императоры-"отступники"


Наши рассказы о Святой Земле










































































































































































































































































































Юлиан-отступник

70 год от Рождества Христова.  "Божественный Тит", сын "божественного Веспасиана" во главе своего войска возвращается в Рим, чтобы доложить о великой победе Империи над маленькой Иудеей. За войском следуют обозы, груженные награбленными в Иудее сокровищами, за обозами – многотысячная толпа пленных евреев, которым суждено стать рабами.

Империя чеканит монету, с надписью, известной сегодня историкам всего мира: "Judaea capta" (лат. – "Иудея пала"). История еврейского Иерусалима, длившаяся около тысячи лет, прервалась на целых 19 веков. Но самой тяжелой потерей для народа стало разрушение Иерусалимского Храма, который религиозные евреи оплакивают и по сей день.

Нетрудно догадаться, что евреи во все века ловили отголоски самых фантастических слухов, самых несбыточных надежд на то, что их Храм будет восстановлен. Но только дважды в их истории эти слухи могли стать реальностью.

Евреи на Храмовой горе

После падения Иерусалима и разрушения Храма евреям было запрещено селиться в этих местах. Ни о каком восстановлении святыни не могло быть и речи. Ведь сам Иисус пророчествовал о том, что на месте Храма будет "мерзость запустения" (Матфей 24:15), и что "не останется здесь камня на камне; все будет разрушено" (Матфей 24:2). А чтобы евреи могли воочию убедиться в верности сих пророчеств, им было позволено раз в году за немалую плату приходить в Иерусалим и подниматься на Храмовую гору к развалинам великой святыни. И ни о каком восстановлении Храма во времена византийского владычества в Палестине не могло быть и речи. "Се, оставляется вам дом ваш пуст", – так передает евреям заключительные слова пророчества евангелист Матфей (23:38).

Но даже развалины Храма представляли для иудеев великую святость. И они доказали это на деле, когда имератор Адриан вознамерился возвести на этом месте храм Юпитера Капитолийского. Историки так и не смогли доказать, что Адриану удалось осуществить свой замысел, зато всем хорошо известен факт иудейского восстания 133-135 годов н.э. под предводительством Шимона Бар-Кохбы ...

Прошло почти два столетия. Империя к тому времени уже приняла христианство, и Иерусалим постепенно становится духовным ее центром, куда направляются огромные средства для строительства христианских храмов и церквей. Но вдруг произошло неожиданное: в 361 году на византийском престоле воцарился император, известный в христианском мире как Юлиан-"отступник".

Что руководило действиями этого честолюбивого монарха, никто толком не знает. Известно лишь, что в его планы входило вернуть евреям их город и Храм. В своем "Послании к общине евреев" он писал:

"Следует вам сделать это [отстроить Храм], чтобы и я, своими усилиями, после успешного окончания войны против персов, отстроил и заселил святой город Иерусалим, который в течение многих лет хотели вы видеть заселенным вами. Этим я восславлю величайшего Бога".

Но Юлиану не суждено было осуществить свой замысел. С войны против персов он не вернулся. С тех пор никто из императоров Византии не обещал евреям ничего подобного. Не входило восстановление Храма ни в планы мусульманских правителей, ни в замыслы королей-крестоносцев, на протяжении почти столетия правящих в Святом городе.

История сделала неожиданный зигзаг, повернувшись лицом к угнетенному народу лишь в конце 18 века, когда будущий император Наполеон Бонапарт раскрыл ворота еврейских гетто в завоеванных им городах Европы. А затем, в 1799 году, во время осады Акко, Наполеон пишет обращение к евреям Палестины:

 "Израильтяне! Законные наследники Палестины! Воспряньте духом, о изгнанники!
Великая [французская]нация, не торгующая людьми и государствами, как те, кто «продал вас сыновьям эллинов, чтоб удалить вас от пределов ваших» (Йоэль, 3:6), зовет вас не завоевать, но лишь вернуть свое отечество, отнятое у вас. С помощью и при поддержке Франции вы навеки останетесь хозяевами и защитниками своего отечества от вторжения иноземцев".

Отношение Наполеона к евреям было подвергнуто жесточайшей критике и нападкам как со стороны Ватикана, так и его будущего "союзника-противника" императора Александра I, известного своими антисемитскими взглядами.

Но великий полководец оставался верным своим убеждениям. Он верил в пророчество о том, что "пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его ..." (Исаия 2:3).

И как знать, если бы не его поражение у стен Акко, может молились бы сегодня все народы мира в третьем Храме, украсившем на все последующие века облик Великого города?

 


 

Владислав Кипнис – руководитель проекта "Путешествия по Святой Земле".

Специалист в области естествознания, истории, религии, кандидат биологических наук.

Организует экскурсии по христианским и иудейским святыням Израиля.

Телефон: +972 544 70 35 19

Дополнительная информация на сайте www.jerusalem-tours.ru и на Фейсбуке .