Экскурсии в Израиле: Иудейская пустыня




Духовные сокровища Иудейской пустыни

сокровища Иудейской пустыни

"Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая, и расцветёт как нарцисс". Так во времена Иудейского царства предрекал пророк Исаия (Ис. 35:1). Эти пророчества начали сбываться, когда первые христианские монахи стали осваивать Иудейскую пустыню. Христианские путеводители, биографии святых и другие церковные источники рассказывают о монахах и отшельниках, живших на Святой земле в византийскую эпоху с четвёртого до начала седьмого века. Близость к святому городу Иерусалиму, евангельские события, связанные с пребыванием Иоанна Крестителя и Иисуса Христа в пустыне, привлекали в эту необитаемую местность всё больше людей, чувствовавших призвание к монашеской жизни. Выдающимся подвигом духа служила история жизни пустынной отшельницы Марии Египетской. Оставив мирскую жизнь, она прожила в пустыне 47 лет. Практика отказа от естественных потребностей в пище, сне, человеческом общении, постоянные молитвы, пробудили в ней способности, дарованные Богом только великим святым.

Одним из первых сподвижников аскетической жизни, основавшим около полутора десятков монастырских обителей в Иудейской пустыне, был армянский монах Евфимий. В его монастырях стали селиться отшельники из Западной Европы, Персии, Индии, Эфиопии, Армении. Руками монахов пустыня превращалась в цветущий сад. В своих обителях они выращивали фруктовые деревья, виноград, оливки. Кроме того, в монастырях существовали мастерские для каждодневной занятости монахов, попечительные комитеты о бедных и старых, сиротские приюты, учебные центры, постоялые дворы, постройки для животных. Приспособленное к религиозным и паломническим нуждам Святой земли, монашество создало определённый образ жизни и особую духовную атмосферу. Монастыри были святыми местами нового типа: это было маленькое государство людей духа, молитвы, труда и служения.

Одним из самых выдающихся последователей Евфимия стал Савва из Каппадокии, специально поселившийся в пустыне, чтобы быть ближе к святым местам. Пещера для основания монастыря была указана Савве Господом в видении. Она находилась вблизи Иерусалима на склоне высокой горы в долине Кедрона. Первые пять лет Савва жил в полном одиночестве. Затем к нему стали присоединяться ученики. Они обустраивались в отдельных пещерах, и постепенно окрестность превратилась в монашеское поселение – лавру. У Саввы была своя определённая цель. Как поясняет его биограф, "надлежало сей пустыне быть созданной от него, и таким образом исполниться словам, сказанным о ней красноречивым Исайею" ( Кирилл Скитопольский, Житие Саввы, 6).

Из монастырей, основанных в пустыне в византийский период, до сегодняшнего дня сохранилась только Лавра Св. Саввы, просуществовавшая со времени основания полторы тысячи лет. Монастыри отца Феодосия, Св. Георгия Хозевита, Св. Харитона, Иоанна Крестителя, Св. Герасима, Искушения (гора Сорока Дней) были отстроены и вернулись к жизни лишь в прошлом веке. Некоторые превращены в памятники архитектуры и открыты для посещения туристов (монастырь Св. Мартирия, лавра Св. Евфимия). Остальные - до сих пор лежат в руинах, сохраняя память о величии духа и монашеском подвиге.

 

 


 

Светлана Валах – преподаватель, профессиональный гид.

Специалист в области истории религий мира, имеет учёную степень кандидата философских наук.

Проводит экскурсии на русском и украинском языках: иудейские, христианские, мусульманские святыни Иерусалима, монастыри Иудейской пустыни, исторические достопримечательности Мёртвого моря; паломнический туризм.

Телефон: +972 548 11 13 23