Рассказы о Святой Земле: пророк Самуил


Пророк Самуил: начало служения


Наши рассказы о Святой Земле










































































































































































































































































































Дом Господень в Силоме

История, описанная в Библии, началась в Силоме ...

Археологи установили, что поселение Силом (ивр. – Шило) существовало еще в период 19-18 веков до нашей эры, но было весьма незначительным. Затем жители покинули эти места и вновь поселились здесь в начале израильского завоевания Ханаана. Здесь Иисус Навин разделил страну между коленами Израилевыми. Тогда же были выделены города для левитов, и Силом стал одним из таких городов.

Позднее в Силоме была по-строена Скиния (“Дом Господень”), в которой находился Ковчег Завета (Первая Книга Царств 1:7).

Поселок стал административным и культовым центром израильских племен, имевшим важное значение в эпоху Судей. Здесь была резиденция первосвященника и устраивались ежегодные праздники.

“Первая Книга Царств” начинается с рассказа о человеке по имени Елкана (ивр. – Элькана), приходившем ежегодно поклоняться и приносить жертву в Силом. В это время там служил первосвященник по имени Илий (ивр. – Эли), живший неподалеку от этих мест.

Однажды в Силом пришла молодая женщина и горячо о чем-то молилась. Выяснилось, что эта женщина, по имени Анна (ивр. – Хана), была женою того левита Елканы, что приходил ежегодно в Силом из города Рамы. Она была бездетна и молила Бога, чтобы Он ей даровал сына, и дала обет посвятить его служению Богу – обет “назорейства”. У Анны родился сын, которому дали имя Самуил (ивр. – Шмуэль). Когда кончился срок кормления ребенка, мать отвезла его в Силом и отдала под надзор Илия.

Юные годы Самуил провел в “Доме Господнем”, исполняя обязанности храмового служителя. По своему духовному развитию он стоял гораздо выше своих сверстников. Самуилу казалось, что именно он призван обратить своих соплеменников на путь истинной веры. Он чувствовал в себе пророческий дух. Не раз в ночной тишине являлись ему чудные видения; из внутренних покоев храма доносился к нему голос Бога, возвещавший, что народу предстоят тяжелые бедствия. Самуил станет одним из величайших пророков и последним судьей Израиля.

В 8-й главе “Первой Книги Царств” намечается коренной перелом во всей истории еврейского народа, третий по счету после Исхода из Египта и завоевания сынами Израиля земли Ханаан. Речь пойдет об образовании первой в истории Израиля монархии, последовавшей вслед за распадом теократического правления периода Судей. Формальным поводом к этому послужило недовольство старейшин тем, что престарелый судья Самуил назначил на эту должность своих сыновей:

Пробема, по-видимому, состояла не только в том, что сыновья Самуила не обладали необходимыми качествами духовных лидеров нации, но еще и в том, что они жили в Вирсавии (совр. – Беер-Шева), находившейся в отдалении от основных мест расселения израильтян. Так или иначе, но посланцы колен настаивали на установлении для народа Израиля единого монархического правления. Здесь уместно рассмотреть мнения иудейских толкователей Священного Писания в сравнении с мнениями других авторов. Еврейские мудрецы рассматривают просьбу старейшин лишь в плоскости отношений народа с Творцом. Так, один из величайших мыслителей, рабби Моше бен Нахман (РАМБАН), живший в 12-13 веке, писал:

Народ был недоволен властью Шмуэля (Самуила - вставка наша), ибо тот, будучи судьей и пророком, заставлял их поступать по слову Всевышнего, а они хотели быть как “все”.

Рабби Шимон бар Иохай (2 век н.э.) в “Мидраше Сифри” рассказывает:

Евреи просили пророка Шмуэля: “...поставь нам царя... как у всех народов...”, чтобы тот возглавлял их в поклонении идолам.

Известный еврейский мыслитель, государственный деятель, фило-соф и комментатор Торы Ицхак Абраванель (15 век) писал:

Израиль не нуждается в царе. Функции царя – ведение войны, установление законов, осуществление судопроизводства и наказаний по велению времени вне рамок юридической системы. Все это годится для народов мира, у которых нет Торы. У евреев же “Бог – воин ...”.
Его законы передал нам Моше (Моисей – вставка наша), и суд имеет полномочия карать, если ситуация того требует. Поэтому избрание царя - это не заповедь, а право, ведь ни Иеѓошуа (Иисус Навин – вставка наша), ни старейшины, придя в Страну, не сделали этого. Если это заповедь, как они смели хотеть царя “подобно всем народам”, ведь евреям запрещено уподобляться иноплеменникам?!
Из повеления Всевышнего Шмуэлю (Самуилу – вставка наша):
” ... Завтра пошлю тебе мужа из земли Биньямина (Вениамина – вставка наша), и помажь его в повелители над Моим народом, Израилем, и он спасет Мой народ от руки плиштим (филистимлян – вставка наша), ибо Я видел народ Мой, ибо дошел вопль его ко Мне”, следует, что единственная функция еврейского царя – спасать Израиль от опасностей. А слова “подобно всем народам” относятся к ведению войн. Когда же народ просил суда, то речь шла не о повседневном судопроизводстве, а о том, что царь должен являться гарантом его справедливости.

В ответ на просьбу старейшин пророк огорчился, ибо “не понравилось слово сие Самуилу” (Первая книга Царств 8:6). Пророк всеми силами пытается убедить народ отказаться от идеи монархического правления. Он пугает старейшин тяготами царской службы и неизбежными поборами, которые последуют вскоре после избрания царя. Но безуспешно: народ и старейшины стоят на своем, и тогда Сам Господь Бог говорит Самуилу:


... послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними…

(Первая книга Царств 8:7)

 

 


 

Владислав Кипнис – руководитель проекта "Путешествия по Святой Земле".

Специалист в области естествознания, истории, религии, кандидат биологических наук.

Организует экскурсии по христианским и иудейским святыням Израиля.

Телефон: +972 544 70 35 19

Дополнительная информация на сайте www.jerusalem-tours.ru и на Фейсбуке .