Экскурсии в Израиле: своенравная реликвия


Иерусалимский Храм: "своенравная" реликвия


Наши рассказы о Святой Земле










































































































































































































































































































Ковчег Завета

История эта началась еще в пустыне, когда сыновья первосвященника Аарона принесли в скинию "чуждый огонь".

Вот как повествует об этом Книга Левит (10:1,2): "Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним". Так Ковчег Завета впервые проявил свой грозный нрав ...

Библия рассказывает и о том, как однажды Ковчег Завета без всякой посторонней помощи отправился в путешествие и "обошел" стены Иерихона перед тем, как воины Иисуса Навина разрушили их звуками своих труб (Иисус Навин 6:10).

Прошли годы. Народ Израиля расселился на Земле обетованной, и каждое из двенадцати его колен жило обособленно. Но хуже всего было то, что евреи постоянно "творили зло в очах Господа". Этим "злом" было нарушение первой и главной заповеди Декалога – веры в Единого Бога. Жившие по соседству народы привносили в жизнь евреев свои языческие культы, и народ стал поклоняться каменным идолам. За это Всевышний наказывал их вражескими набегами, грабежами и прочими бедствиями.

Дом Божий в Силоме

Однажды, а было это почти три тысячи лет назад, на евреев напали их давние враги-филистимляне. Ковчег Завета в это время находился в Силоме (совр. – Шило), и по древнему обычаю левиты вынесли его из Дома Господня, чтобы он сопровождал войско израильтян. Но битва была проиграна и "филистимляне взяли ковчег Божий и принесли его из Авен-Езера в Азот" (1 Царств 5:1).

Интересно, что филистимляне воспринимали Ковчег как некий предмет языческого культа, наравне с их каменными идолами. Поэтому неудивительно, что Ковчег был помещен ими в храм бога Дагона. Такое соседство пришлось Ковчегу "не по душе", и вскоре каменный идол был найден лежащим ниц на земле, с отрубленной головой и обеими руками. Расправившись с Дагоном, Ковчег стал поражать филистимлян "и наказал их мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его" (1 Царств 5:6).

Город Азот (совр. – Ашдод) находился на побережье Средиземного моря, что по древним меркам было довольно далеко от Силома. Поэтому жители Азота, вместо того, чтобы вернуть Ковчег его законным владельцам, решили отправить его сначала в Геф, а оттуда – в Аскалон (совр. – Ашкелон). Как и следовало ожидать, "мстительный" Ковчег поразил первыми жителей Гефа, а затем принялся и за аскалонян.

Тогда неразумные филистимляне решили умилостивить еврейского Бога, и принести ему в жертву "по числу владетелей Филистимских пять наростов золотых и пять мышей золотых …" (1 Царств 6:4). Затем они впрягли в колесницу двух телиц, поставили на нее Ковчег со своими золотыми "дарами" и отправили его в путь. Коровы, успешно управляемые Ковчегом, пошли по дороге к Вефсамису (совр. – Бейт-Шемеш).

В Вифсамисе Ковчег был торжественно встречен левитами, которые осторожно сняли его с повозки, а коров принесли в жертву всесожжения. Казалось бы, что все беды уже позади, но не тут то было! Жители Вифсамиса и окрестных мест оказались не в меру любопытными. Забыв про древние запреты, эти согрешившие перед Богом полуевреи-полуязычники, решили выяснить, а что же находится там, под крышкой Ковчега? Но поразил Бог "жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ, ибо поразил Господь народ поражением великим" (1 Царств 6:19).

Подумать только: население целого округа, 57 070 человек были убиты не без участия Ковчега! Можно предположить, что их дома и земли были тут же аннексированы филистимлянами в качестве "компенсации" за причиненные им неудобства. Но Библия ничего не говорит нам об этом ...

Теперь уже евреи призадумались о том, что же им делать с этой своенравной реликвией? И посовещавшись, решили отправить ее к соседям в Кирияф-Иарим (совр. – Кирьят-Яарим). Там Ковчег простоял еще два десятилетия ...

Давид и Ковчег Завета

Пришло время, и царь Давид решает перенести Ковчег в место, где ему предстояло простоять несколько веков – на Храмовую Гору. Но и в этот раз не обошлось без трагедий: "своенравный" Ковчег поразил некоего Озу, который "простер руку свою, чтобы придержать ковчег, ибо волы наклонили его" (1 Паралипоменон 13:9).

И перед тем, как навсегда исчезнуть, Ковчег Завета совершает свое последнее путешествие в таинственную пещеру, где он, как считают наши мудрецы, пребывает до сего дня. Произошло это в 6 веке до н.э., незадолго до разрушения первого Иерусалимского Храма войсками вавилонского царя Навуходоносора. Вопреки ожиданиям, "своенравный" Ковчег подчинился приказу пророка Иеремии, оставив за собой "право" передвигаться без посторонней помощи. Вот как повествует об этом неканоническая Вторая Книга Маккавейская (2:4-6):

"Было также в писании, что сей пророк [Иеремия], по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие.

Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход.

Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его".

 


 

Владислав Кипнис – руководитель проекта "Путешествия по Святой Земле".

Специалист в области естествознания, истории, религии, кандидат биологических наук.

Организует экскурсии по христианским и иудейским святыням Израиля.

Телефон: +972 544 70 35 19

Дополнительная информация на сайте www.jerusalem-tours.ru и на Фейсбуке .