Христианские святыни: Вифания


Вифания


Рождество Богородицы
Благовещение
Рождество Иоанна Крестителя
Рождество Христово
Избиение младенцев
Крещение
40-дневный Пост и Искушение
Проповедь в Назарете
Служение в Галилее
На пути в Иерусалим...
Страстная Неделя
Вознесение Господне
Деяния Апостолов
Церковные предания
Вифания

Этой маленькой деревушки с трогательным названием Вифания (ивр. Бейт-Ани – дом бедности) сегодня нет ни на одной из карт Израиля и Палестины. Но все христианские паломники прекрасно знают о ее существовании. Она находится посреди арабского поселка Аль-Азария, в самом названии которого слышится отзвук имени Лазаря (ивр. – Элазар, Элиэзер). Здесь Иисус сотворил Свое главное Чудо – воскрешение Лазаря.

Несколько храмов Вифании, затерянных среди современных построек, имеют богатую историю. Это место было известно еще с византийских времен. В период правления крестоносцев (12 век) здесь стояли церковь и монастырь, стены которого сохранились до наших дней. На его месте в 50-е годы прошлого века была построена католическая церковь – одна из последних работ выдающегося зодчего Антонио Барлуцци. Традиция связывает ее с домом Марфы, Марии и Лазаря, где Иисус останавливался во время Своего пребывания в Иерусалиме.

Поблизости произошло еще одно событие – ужин в доме Симона прокаженного, когда "пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову" (Марк 14:3). Мозаика, изображающая этот эпизод, украшает одну из стен церкви.

Чуть поодаль, на месте, где Марфа встретила Иисуса (Иоанн 11:20), идущего воскресить Лазаря, находится православный храм.

Ну и, конечно же, главная святыня Вифании – это остатки церкви крестоносцев над погребальной пещерой Лазаря. Трудно переоценить важность этого места для христианской традиции. Ведь именно воскрешение Лазаря явилось началом заговора храмовой знати против Иисуса.

Вспомним, как отреагировал первосвященник Кайафа на известие о воскрешении Лазаря: "... лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб" (Иоанн 11:50). Такими словами он выразил мысль, которую остальные его сообщники не решались высказать вслух – "Иисус умрет за народ"!

За какой-такой народ "положили убить Его" первосвященники? Естественно, что не за простых иудеев решили они предать его смерти. Первосвященники – высшая каста храмовых жрецов-коэнов, принадлежали к религиозной партии саддукеев. Не вдаваясь в их религиозно-политические взгляды, о которых можно прочесть подробно в книге Иосифа Флавия "Иудейская война", обратимся к текстам Нового Завета.

Пещера Лазаря в Вифании

Вот что пишет о них Матфей (22:23): "приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения [из мертвых], и спросили Его…".

В книге "Деяний Апостолов" (23:8) также читаем "Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое".

Так вот в чем была главная причина гнева Кайафы! Саддукеи, которые не верили в загробную жизнь, не верили в приход Мессии и воскресение из мертвых, воочию столкнулись с фактом, которого, по их представлению, быть не могло! Разве это не повод, чтобы расправиться с проповедником, который прилюдно опроверг верования правящей храмовой знати?

Пройдет всего лишь два или три месяца, и они осуществят на деле то, что задумали...

 


 

Владислав Кипнис – руководитель проекта "Путешествия по Святой Земле".

Специалист в области естествознания, истории, религии, кандидат биологических наук.

Организует экскурсии по христианским и иудейским святыням Израиля.

Телефон: +972 544 70 35 19

Дополнительная информация на сайте www.jerusalem-tours.ru и на Фейсбуке .