Экскурсии в Иерусалиме: купели Вифезда и Силоам –
места чудесных исцелений


Купели Вифезда и Силоам – места чудесных исцелений


Рождество Богородицы
Благовещение
Рождество Иоанна Крестителя
Рождество Христово
Избиение младенцев
Крещение
40-дневный Пост и Искушение
Проповедь в Назарете
Служение в Галилее
На пути в Иерусалим...
Страстная Неделя
Вознесение Господне
Деяния Апостолов
Церковные предания
Вифезда – место, где Иисус исцелил парализованного

"Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов" (Иоанн 5:2).

Далее евангелист рассказывает о том, как Иисус исцелил на этом месте парализованного ("расслабленного") человека, "находившегося в болезни" 38 лет.

В некоторых путеводителях по Иерусалиму можно прочесть, что Вифезда, или "овечья купель" использовалась в древности для мытья овец, которых приводили для продажи на городских рынках. Скорее всего, это неверно, и название "овечья купель" происходит от ворот древнего Иерусалима, называемых Овечьими, рядом с которыми находилась Вифезда (ивр. Бейт-Хизда – "дом благодати").

Современные археологи считают Вифезду публичным бассейном-микве, в которой паломники, заходившие в Иерусалим с северо-восточной стороны (через Овечьи ворота), могли совершить ритуальное омовение перед посещением Храма. Дело в том, что раскопки, произведенные на территории, прилегающей к Храмовой горе, не обнаружили других купелей, кроме Силоамской, которые могли быть местами массовых омовений.

Остатки бассейнов Вифезда находятся на территории монастыря св. Анны.

Силоамская купель – место, где Иисус исцелил слепого от рожения

Об исцелении в Силоамской купели читаем в Евангелии от Иоанна (9:1-15). Здесь Иисус возвращает зрение слепому от рождения человеку.

Силоамская купель (ивр. Шилоах) находилась в южной части города и наполнялась водой из подземного источника Гихон (библ. – Гион). Воду из этого источника приносили в Храм в последний день праздника Кущей (ивр. – Суккот), чтобы торжественно возлить ее на главный жертвенник. Сегодня остатки Силоамской купели можно увидеть в археологическом парке "Город Давида".

Почему Иисус проводит оба исцеления именно в праздники, и именно на территории обеих "купелей"-микв?

Библеисты считают, что таким образом он "явил силу Свою" народу, который нуждался в Его помощи. И многие, видя это, "уверовали в Него". Места массовых скоплений паломников, а их число достигало нескольких сотен тысяч человек, были наиболее подходящими для Его проповедей и чудесных исцелений.

Множество домыслов и толкований породила у богословов фраза Иоанна (5:4) о том, что "... Ангел Господень по временам сходил в купальню [Вифезду]и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью". Естественных причин для такого "возмущения воды" в этом бассейне быть не могло.

Интересное решение этой проблемы приводит В.Цывкин в своей книге "По стопам Иисуса на Святой Земле". Он предположил, что евангелист попросту перепутал Вифезду с Силоамским бассейном. Дело в том, что Гихон, воды которого поступают в Силоамскую купель – это пульсирующий артезианский источник. И когда они поднимаются выше водоносного слоя, то происходит выброс, что и могло послужить причиной древних поверий об ангелах, "возмущавших" воду в купели.

Однако, найденные археологами на территории Вифезды остатки мозаик римского периода и предметов культа бога-врачевателя Эскулапа навели ученых на мысль, что купальни Вифезды использовались как целебные бассейны и в более поздний период. А какими целебными свойствами обладали воды этой купели, мы пока не знаем.

 


 

Владислав Кипнис – руководитель проекта "Путешествия по Святой Земле".

Специалист в области естествознания, истории, религии, кандидат биологических наук.

Организует экскурсии по христианским и иудейским святыням Израиля.

Телефон: +972 544 70 35 19

Дополнительная информация на сайте www.jerusalem-tours.ru и на Фейсбуке .